Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

элиот томас

Энциклопедический словарь

ЭЛИОТ Томас - Э́ЛИОТ Томас Стернз (1885-1965), англо-американский поэт (в Великобритании с 1917). 1-ю мировую войну воспринял как банкротство цивилизации и крах всего либерально-гуманистического мироощущения, что сказалось в поэме «Бесплодная земля» (1922) с ее исключительной идейно-художественной сложностью (сплав трагедийности, лиризма, пародийной и мифологической образности). Трагическому ощущению бессмыслицы, опустошенности, эстетического вырождения в современной жизни (гротескные метафозы поэмы «Полые люди», 1925) противопоставлял поиск и обретение духовных начал в религии (модернизированное христианство), а также в культурных и художественных традициях доренессансной эпохи (книга эссе «Священный лес», 1921; поэтическая сюита «Пепельная среда», 1930; философское моралите, драма в стихах «Смерть в соборе», 1935). В поэтическом цикле «Четыре квартета» (1943), во многом лирическом и исповедальном (вопреки собственной декларации о «деперсонализации» поэтического акта), - автобиографический рассказ о тяжком пути к нравственной истине и тревоге за послевоенное будущее человека как носителя гуманности. Эссеистика в защиту художественной традиции и классики как вечного эталона. Нобелевская премия (1948).

* * *

Э́ЛИОТ (Eliot) Томас Стернз (26 сентября 1888, Сент-Луис, шт. Миссури - 4 января 1965, Лондон), англо-американский поэт, критик, историк культуры, драматург.

Через Атлантику

Элиот родился и до 1914 жил в США, затем переехал в Лондон, был служащим банка, преподавал, выступал как рецензент. В 1922-39 Элиот возглавлял журнал «Крайтерион», в котором опубликованы программные для него статьи философского характера, а также основные работы, характеризующие его понимание сущности и назначения культуры. Важнейшее событие жизни Элиота происходит в 1927, когда он принял англокатолицизм (т. е. стал адептом «Высокой церкви»)и одновременно стал британским подданным.

К экспатриации Элиота побудило ощущение своей чужеродности американской культуре, которая, на его взгляд, в силу исторической молодости лишена глубоких духовных корней. Неприемлемое для Элиота засилье утилитаризма и практицизма , формирующих социальную психологию соотечественников, заставляли его отзываться об Америке как о царстве «вульгарности», являвшейся наиболее зримым проявлением того «варварства», которое он считал сущностью своей эпохи. Страх перед «варварством» и нарастающее отвращение к современной жизни, отвергшей культуру как живую традицию, во многом предопределили весь характер творчества Элиота.

Его переезд через Атлантику не означал, однако, полного разрыва с той культурной почвой, на которой он вырос. Воспитанник Гарвардского университета (см. ГАРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ), Элиот посещал семинары крупных американских философов Дж. Сантаяны (см. САНТАЯНА Джордж) и И. Бэббита. Магистерская диссертация Элиота (опубликована в 1964) посвящена концепции знания и опыта в философии неогегельянца Ф. Г. Брэдли (см. БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт), чья основная работа «Видимость и реальность» считается одним из главных источников культурологических воззрений поэта.

Раннее творчество

Они раскрылись уже в первом значительном сочинении Элиота, обращенном к проблемам эстетики и культуры, - книге «Священный лес» (1920), заключавшей в себе полемику с романтическими взглядами на сущность художественного творчества. Отвергая представление о поэзии как спонтанном акте, в котором решающая роль принадлежит воображению и лирической исповедальности, Элиот обосновывал доктрину «деперсонализации» художественного высказывания, которое подразумевает строгую упорядоченность, а не всплеск эмоций, отказ от «случайного» во имя «всеобщего», подавление «пристрастности» и изгнание «декламации», в чем бы они ни проявлялись. Романтической апологии личности Элиот противопоставил идею непрерывающейся культурной традиции, которая не только присутствует в любом новом тексте, но должна использоваться художником сознательно. Новаторство возможно только как обогащение традиции, поскольку каждый новый текст находится в определенных соотношениях со всей совокупностью уже созданных текстов (они и образуют «традицию»). В то же время новый текст, если он действительно явление высокого искусства, до той или иной степени изменяет внутренние пропорции этого единства. Так, по Элиоту, происходит литературная эволюция.

Элиот решительно отверг попытки воспринимать поэтическое слово в качестве эквивалента или заменителя религиозных, этических философских концепций и последовательно защищал мысль об автономности, самоценности искусства. Возникшая в 1930-е гг. англо-американская школа «новой критики» догматизировала эти положения, используя их для сугубо формалистической интерпретации явлений искусства вне их соотнесенности с реальным жизненным опытом.

Критика гуманизма

Сам Элиот, однако, никогда не был приверженцем «чистой поэзии», признавая за искусством не только возможность, но и обязанность «оказывать воздействие на характер восприятия реальности... разрушать бытующие нормы сознания и оценки, заставляя по-новому видеть мир». Эта идея положена в основание трактата «Назначение поэзии и назначение критики» (1933), где Элиот сформулировал основные понятия своей философии искусства. Аргументы в подтверждение своих теорий Элиот черпал в изучении истории поэзии - от Данте (см. ДАНТЕ Алигьери) и открытых им английских «метафизических поэтов» 18 в. до Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль), на котором для него практически завершалось цветение традиции.

Оценки ряда явлений литературы у Элиота нескрываемо пристрастны. Особую недоброжелательность у него вызывали авторы, разделяющие романтическое понимание поэзии, а также поборники гуманизма как предпосылки художественного творчества, обладающего высоким этическим значением. Философия гуманизма отвергалась Элиотом, так как он считал, что идея свободной и самоутверждающейся индивидуальности утратила под собою почву.

Предназначение поэта Элиот понимал однозначно : «Его прямой долг лежит в сфере родного языка: во-первых, сохранять его, во-вторых, развивать и совершенствовать». В своих литературно-критических работах Элиот требовал от поэта освоения и сознательного следования многовековой культурной и литературной традиции, недопущения субъективного произвола в трактовке поэтической темы, строгой дисциплины мысли и чувства. Он критиковал романтиков за культ индивидуализма и неупорядоченность поэтических «страстей» и, напротив, высоко ставил Данте, поэтов эпохи королевы Елизаветы I и особенно Джона Донна, считая их творчество образцом поэтического искусства. Элиот даже предпринял интересную, хотя и малоперспективную попытку обновить в 20 в. жанр елизаветинцев - драму в стихах: «Убийство в соборе» (1935), «Прием с коктейлями» (1950) и др. Представления о миссии поэта - хранить, приумножать и передавать новым поколениям воплощенное в слове наследие национальной и мировой культуры - равно питали и его сложную философскую поэзию, и гротески «суиниады», и изящно-шутливые стилизации в духе английской детской поэзии - цикл «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» (1939), легший в основу либретто знаменитого мюзикла Э. Ллойда Веббера (см. ЛЛОЙД ВЕББЕР Эндрю) «Кошки» (1981).

Вместе с тем прочтение классики, предложенное в его работах, носит новаторский характер. По сути, менялось само представление об истории литературы, впервые представавшей как целостный процесс, логика которого понимается как развитие собственно эстетических идей, хотя они основываются на меняющемся постижении сущности мира и исторически обусловленных формах духовной и нравственной ориентации. Особое значение имело выдвинутое Элиотом истолкование сущности искусства, которое призвано выразить «сознание вечного так же, как и сознание сегодняшнего, - вечного и сегодняшнего в их единстве». Большое развитие в работах по теории литературы получила и высказанная Элиотом в работе о «Гамлете» идея «объективного коррелята»: речь шла о необходимости строго согласовывать эмоциональное начало и конкретное воссоздание психологической реальности, о «формулах переживания», соотносимых с определенной «последовательностью» объектов, ситуацией, цепочкой событий».

Поэт «бесплодной земли»

В собственном художественном творчестве Элиот стремился устранить расхождение между чувственным и интеллектуальным началом, достигая синтеза с целью вернуть весомость поэтическому слову, обесценившемуся из-за романтической «декламации».

Объявляя себя в литературе приверженцем классицизма, точно так же как в политике сторонником роялизма, а в религии - «Высокой церкви» (сборник эссе «В защиту Ланселота Эндрюса», 1928), Элиот как поэт (и в меньшей степени как драматург, добившийся наиболее значительных высот в жанре стихотворной драмы со сложными этическими коллизиями - «Убийство в соборе», 1935) предстает художником, воплотившим типичные особенности мирочувствования и умонастроений своей «катастрофической» эпохи. В сознании Элиота эта эпоха отмечена глубоким кризисом веры и крушением ценностей либерально-гуманистического характера.

Поиски «точного слова», которым Элиот отдал свои творческие усилия, начиная с первого сборника «Пруфрок и другие наблюдения» (1917; в поэме, давшей заглавие книге, впервые использована идея персонажа-маски, отчасти представляющего собой пародийный автопортрет), направлялись сознанием исчерпанности не только стилистики и поэтики, имеющих романтическое происхождение, но пустоты слов, а тем самым и понятий, выражающих доктрину поступательного хода истории, могущества разума, необратимости прогресса. Верованиям, доминировавшим вплоть до катастрофы Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18), Элиот противопоставил идеи, впоследствии ставшие фундаментом философско-эстетической доктрины модернизма (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)). Время истолковывалось у него, вслед за философией А. Бергсона (см. БЕРГСОН Анри), как «реальная протяженность», ничего общего не имеющая с поступательностью развития, концепции детерминированности противостояло понятие хаоса реальности. Момент опыта понимался не как упорядоченность, но как «амальгама разрозненных впечатлений», обретающих единство лишь в границах «мифа», трактуемого Элиотом в статье об «Улиссе» Дж. Джойса (см. ДЖОЙС Джеймс) (1922) как соединение логически несоединимого с целью придания единства внешне бессвязному потоку бытия.

Все эти идеи творчески с наибольшей полнотой воплощены в поэме «Бесплодная земля» (1922). Воспринятая как манифест «потерянного поколения (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ)», поэма, представляющая собой несколько формально несопряженных фрагментов, явилась, однако, не декларацией «бунта», а точным свидетельством о масштабах и значительности исторического перелома, который для Элиота знаменовал собой прежде всего трагическое завершение большой культурной эпохи, длившейся с Ренессанса (см. РЕНЕССАНС) и оборванной крахом 1914 года. Последовательность «масок» (некто Тиресий, наблюдающий толпу мертвецов на Лондонском мосту после войны, «слепой старик со сморщенной женской грудью» и др.) не только доносит ощущение мертвенности и жестокого хаоса жизни, но воплощает важную для Элиота мысль об исчезновении самого понятия личности в мире тотального отчуждения, каким воспринимает современность сознание поэта. Миф становится единственной возможностью придать целостность «груде поверженных образов», которые объединены мотивами бесплодия, заклятия, наложенного на страну физически немощного Царя-рыбака, и др. (эти мотивы заимствованы из трудов крупных этнографов-фольклористов Дж. Фрезера и Дж. Уэстон). Поэма осталась образцом интеллектуальной поэзии, требующей пространного комментирования, начало которому положил сам автор, написавший примечания.

Широта эмоционального диапазона

Философская сложность отличает и другие поэтические произведения Элиота, в особенности написанные до его обращения, о котором возвестила поэма «Пепельная Среда» (1930), где столкновение религиозного и гуманистического начал составляет основной «сюжет». Поэма построена как моление о смерти, призванной стать обновлением жизни на пути взыскуемой трансцендентной гармонии. Лирическая насыщенность этого прощания с миром, отринувшим Бога и все же сохраняющим для поэта неодолимую притягательность, оттеняется прямыми и скрытыми реминисценциями из Данте: на взгляд Элиота, «Божественная комедия» содержит урок непревзойденной универсальности и «широты эмоционального диапазона», к которой стремился и он сам.

Ближе всего он к ней подошел в «Четырех квартетах» (1935-42), цикле, композиционно построенном по образцу квартетов Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг) и отмеченном исключительной напряженностью лирической темы, развиваемой в контексте истории, которая переживает одну из своих страшных кульминаций; непосредственно вводятся отголоски Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА). Трагизм времени углубляет и обостряет размышления поэта о ценностях земного бытия, смерти и бессмертии, снимая налет метафизичности, отличавший стихи более раннего периода.

В 1915 он женился на дочери богатого фабриканта Вивиан Хей-Вуд. В начале тридцатых годов она заболела психическим расстройством и была помещена в конце концов в психиатрическую клинику. В 1947 она умерла, Элиот унаследовал все ее состояние. В 1957 Элиот женился на Валери Флетчер, и этот брак был удачным.

В 1948 Элиот был удостоен Нобелевской премии и ордена «За заслуги». Он скончался в Лондоне в январе 1965 и был похоронен в деревушке в графстве Сомерсетшир, откуда его предок Э. Элиот в 17 веке эмигрировал в Америку.

Афоризмы

Элиот, Томас Стернс (Eliot, Thomas Stearns) (1885 - 1965)

Англо-американский поэт (в Великобритании с 1917).

Афоризмы, цитаты

Для чего мы живем, если не стараемся облегчить жизнь друг другу?

Не знаю, бывают ли совсем безвредные книги, но не сомневаюсь: есть книги настолько бессмысленные, что причинить вред они просто не в состоянии.

Демократия восторжествовала, и теперь быть личностью стало еще труднее, чем раньше.

Полезные сервисы

элиот томас стернз

Энциклопедический словарь

Э́лиот Томас Стернз (Eliot) (1885-1965), англо-американский поэт (в Великобритании с 1917). 1-ю мировую войну воспринял как банкротство цивилизации и крах всего либерально-гуманистического мироощущения, что сказалось в поэме «Бесплодная земля» (1922) с её исключительной идейно-художественной сложностью (сплав трагедийности, лиризма, пародийной и мифологической образности). Трагическому ощущению бессмыслицы, опустошённости, эстетического вырождения в современной жизни (гротескные метафоры поэмы «Полые люди», 1925) противопоставлял поиск и обретение духовных начал в религии (модернизированное христианство), а также в культурных и художественных традициях доренессансной эпохи (книга эссе «Священный лес», 1921; поэтическая сюита «Пепельная среда», 1930; философское моралите, драма в стихах «Смерть в соборе», 1935). В поэтическом цикле «Четыре квартета» (1943), во многом лирическом и исповедальном (вопреки собственной декларации о «деперсонализации» поэтического акта), - автобиографический рассказ о тяжком пути к нравственной истине и тревоге за послевоенное будущее человека как носителя гуманности. Эссе в защиту художественной традиции и классики как вечного эталона. Нобелевская премия (1948).

Большой энциклопедический словарь

ЭЛИОТ Томас Стернз (1885-1965) - англо-американский поэт (в Великобритании с 1917). 1-ю мировую войну воспринял как банкротство цивилизации и крах всего либерально-гуманистического мироощущения, что сказалось в поэме "Бесплодная земля" (1922) с ее исключительной идейно-художественной сложностью (сплав трагедийности, лиризма, пародийной и мифологической образности). Трагическому ощущению бессмыслицы, опустошенности, эстетического вырождения в современной жизни (гротескные метафозы поэмы "Полые люди", 1925) противопоставлял поиск и обретение духовных начал в религии (модернизированное христианство), а также в культурных и художественных традициях доренессансной эпохи (книга эссе "Священный лес", 1921; поэтическая сюита "Пепельная среда", 1930; философское моралите, драма в стихах "Смерть в соборе", 1935). В поэтическом цикле "Четыре квартета" (1943), во многом лирическом и исповедальном (вопреки собственной декларации о "деперсонализации" поэтического акта), - автобиографический рассказ о тяжком пути к нравственной истине и тревоге за послевоенное будущее человека как носителя гуманности. Эссеистика в защиту художественной традиции и классики как вечного эталона. Нобелевская премия (1948).

Энциклопедия Кольера

ЭЛИОТ Томас Стернз (Eliot, Thomas Stearns)

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ

(1888-1965), американский поэт, драматург и критик; с 1927 британский подданный. Признан одним из величайших поэтов 20 в. Родился 26 сентября 1888 в Сент-Луисе (шт. Миссури). Отец был президентом промышленной компании; мать активно участвовала в движении за социальные реформы. С 1906 - студент Гарвардского университета; получив в 1909 степень бакалавра гуманитарных наук и потратив еще год на изучение философии, поступил в Сорбонну (1910-1911). В этот период написаны лучшие из его ранних стихов. До 1914 занимался философией и лингвистикой в Гарварде. Совершив летом 1914 поездку по Германии, определился в Мертон-колледж Оксфордского университета, где в 1914-1915 работал над завершением докторской диссертации об английском философе Ф. Г. Брэдли (1846-1924). В сентябре 1914 Элиот познакомился в Лондоне с Э.Паундом. Прочитав в рукописи его стихи, тот рекомендовал их к печати. С 1917 Элиот - помощник редактора журнала "Эгоист" ("The Egoist"), где была напечатана его первая книга стихов Пруфрок и другие наблюдения (Prufrock and Other Observations). Для стихотворений 1909-1911 характерно отчужденно-прохладное отношение к романтическим темам. В стихах 1917-1919, написанных в форме четверостиший, сатирический эффект достигается за счет нарочито педантичного нагромождения деталей и резких переходов от возвышенного к будничному. Между 1917 и 1925, служа в "Ллойдз банке", в свободное время писал многочисленные критические статьи и в конце концов согласился бесплатно исполнять должность главного редактора литературного журнала "Критерий" ("The Criterion"). Элиот сразу стал знаменитостью, когда в октябре 1922 в первом номере журнала (редактором которого он оставался до 1939) была опубликована его поэма Бесплодная земля (The Waste Land). Она представляет собой нечто вроде завещания отчаявшегося и разуверившегося во всем человека и строится как череда мысленных картин или грез, сменяющих друг друга в сознании главного персонажа (Тиресия) и пронизанных смутным желанием обрести внутренний мир. Поэма заканчивается призывом к смирению, который герой обращает к самому себе. Литературные и мифологические аллюзии укрупняют эпизоды поэмы и придают им ироничное звучание. Поэма была воспринята как приговор послевоенной европейской культуре и выражение разочарования в расхожих общественных идеалах. В том же тоне выдержана поэма 1925 Полые люди (The Hollow Men), частично основанная на неопубликованных частях Бесплодной земли. В 1926 Элиот прочел серию лекций в Тринити-колледже Кембриджского университета, избрав темой метафизическую поэзию 17 в. В 1927 Элиот стал членом Англиканской церкви, и это событие наложило отпечаток на его дальнейшее поэтическое творчество. Поэма Пепельная Среда (Ash Wednesday, 1930) - произведение глубоко верующего человека, итог длительной практики аскетического самоограничения; его основная мысль заключается в том, что повседневное страдание может оказать искупительное, очищающее воздействие на душу человека. Вернувшись в США после восемнадцатилетнего отсутствия, Элиот в 1932-1933 прочел курс истории поэзии в Гарвардском университете и в университете Виргинии. Впоследствии еще дважды побывал в Америке и читал там имевшие большой резонанс лекционные курсы - в Кеймбридже в 1939 и в Чикагском университете в 1943. В 1942 Элиот стал президентом Ассоциации классических исследований, в 1943 - президентом Вергилиевского общества. Сюита Четыре квартета (Four Quartets, 1943), которую Элиот писал в 1935-1942, считается вершиной его поэтического мастерства. От первой пьесы Элиота, Суини-агонист (Sweeney Agonistes, 1924) сохранились только две сцены, написанные стихами, и прозаический эпилог. В ней Элиот экспериментировал с ритмами мюзик-холла и, пользуясь экспрессионистскими средствами, пытался создать некое подобие японской драмы но. Написав в соавторстве с Э. Мартином Брауном религиозную мистерию Скала (The Rock, 1934), он почти сразу создает свой шедевр Убийство в храме (Murder in the Cathedral, 1935) - поэтическую драму о духовном кризисе и мученической смерти св. Томаса Бекета. Воссоединение семьи (The Family Reunion, 1939), мелодрама о нависшем над семьей проклятии и искуплении вины, сюжет которой восходит к эсхиловской трилогии об Оресте, написана специально для нее разработанным и прославившим его трехстопным размером. Тот же размер Элиот использовал в пьесах Вечеринка с коктейлями (The Cocktail Party, 1949) и Личный секретарь (The Confidential Clerk, 1953), где заимствованные у Еврипида сюжеты служат анализу самопознания и призвания, а также в пьесе Пожилой государственный деятель (The Elder Statesman, 1958), сюжет которой отчасти напоминает софокловского Эдипа в Колоне. Как критика Элиота, скорее всего, запомнят в связи с проницательностью его суждений, а также предубеждением против некоторых поэтов, прежде всего романтиков и Мильтона. Между тем в статье Традиция и индивидуальный талант (Tradition and the Individual Talent, перепечатана в сборнике Священный лес - The Sacred Wood, 1920) он сформулировал два чрезвычайно важных принципа. Т.н. принцип функциональной традиции заключается в том, что поэт должен писать, постоянно помня о прошлом и в то же время сознавая, что каждое новое произведение искусства изменяет значение этого прошлого. Второй принцип утверждает мысль о "деперсональности" искусства: поэзия - это ремесло, т.е. не "самовыражение" поэта, но закрепление в художественной форме человеческого опыта. После 1939 Элиот пытался применить доктринерские принципы к общественному устройству и системе образования. Так, в работе Заметки к определению понятия "культура" (Notes towards the Definition of Culture, 1948) он разъяснил свои известные консервативные позиции по проблемам классового деления, гомогенности общества и социальной роли религиозных сект. Большая часть его литературно-критических работ после 1950 посвящена узко-специальным вопросам, таким, как мелодические элементы поэзии, отношение поэзии к драме вообще и к поэтической драме в частности, долг поэта перед языком. Среди других прозаических публикаций - сборники В защиту Ланселота Эндрюса (For Lancelot Andrews, 1928), Избранные очерки (Selected Essays, 1932; дополненное издание 1950), Назначение поэзии и назначение критики (The Use of Poetry and the Use of Criticism, 1933), Старые и новые очерки (Essays Ancient and Modern, 1936) и О поэтах и поэзии (On Poetry and Poets, 1957). Элиот был удостоен многих почетных званий и наград. В 1948 он получил Нобелевскую премию по литературе. В 1949 король Георг VI вручил ему орден "За заслуги". Умер Элиот в Лондоне 4 января 1965.

ЛИТЕРАТУРА

Элиот Т.С. Cтихотворения. - В кн.: Антология новой английской поэзии. Л., 1937 Мортон А.Л. Т.С.Элиот в моей жизни. - В кн.: Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. М., 1970 Элиот Т.С. Избранные стихотворения и поэмы. М., 1971 Элиот Т.С. Назначение критики.Социальное назначение поэзии. - В кн: Писатели США о литературе. М., 1974 Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант. - В кн.: Писатели США о литературе. М., 1982 Элиот Т.С. Избранная поэзия: Поэмы, лирика, драматическая поэзия. (Параллельные тексты на рус. и англ. языках). СПб, 1994

Полезные сервисы